1-дневный этно-графический тур «На родину Кудым-Оша»

Приглашаем Вас совершить увлекательное путешествие к коми-пермякам. Коми-пермяки — коренное население Прикамья. Один из финно-угорских народов Приуралья. От предков коми-пермяков приешел и знаменитый пермский звериный стиль, и деревянные боги. Территория в древние времена именовалась в разных источниках как «Пермь Великая». Сейчас свою землю коми-пермяки называют «Пармой».

Вы погрузитесь в мистический мир, где с людьми мирно сосуществуют мифологизированные существа потустороннего мира. Вы услышите множество легенд коми-пермяцкого эпоса. Во время прогулки по городу можно прикоснуться к легендам через множество арт-объектов, соответствующей тематики.

«… В древние времена, в прежние века, когда Иньва текла по другим местам, когда искала себе дорогу попрямее, жил-был крепкий, сильный народ, темноволосый, с кипучей кровью, а звали его чудь. Жила чудь в глуши лесной, но одолели их там злые враги, не стало от них покоя. И сказал тогда вождь племен, чудской пам Кудым-Ош: «Прекрасны наши места, да стоят далеко от Ойпеля, потому и не может он нас защитить. А сделаем-ка мы себе новые землянки на красной каменной горе (Изъюр) перед глазами Ойпеля да под его крылья, может, он защитит нас, как тетерев своих тетеревят, как мать маленького ребёнка».

Коми-Пермяцкий краеведческий музей имени П.И.Субботина-Пермяка : 

Сегодня государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка» — один из главных культурных и краеведческих центров Коми-Пермяцкого округа, собиратель, хранитель и популяризатор самобытной культуры коми-пермяцкого народа. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка был открыт 30 июля 1921г. У истоков его организации стояли интеллигенция края, партийный и советский деятель Ф.П. Тараканов (1900-1997), художник П.И. Субботин (1886-1923), имя которого музей носит с 1945 г.

Кудымкарский театр — один из лучшимх провинциальных театров России:

Созданный в 1930 году, один из старейших коллективов Западного Урала Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак Почета» драматический театр им. М.Горького стал сегодня главным объектом культуры Коми-Пермяцкого округа. Играя спектакли на коми-пермяцком и русском языках, театр строит свой репертуар на лучших произведениях мировой драматургии. Труппу составляют выпускники Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Московского театрального училища им. Б.Щукина, Свердловского театрального института, Пермского института искусства и культуры.
В 1981 году театр награжден орденом «Знак Почета», а в 2006 году в год 75-летия ему присвоен статус краевого театра. Постоянно участвует в региональных, межрегиональных и международных фестивалях. В 1994 году спектакль театра «Власть тьмы» по пьесе Л.Н.Толстого открывал Первый фестиваль театров малых городов России в Москве. Особое значение театр придаёт национальному репертуару. В 2006 году спектаклю «Готрасьны, дак готрасьны» В. Климова присуждена премия Пермского края в сфере культуры и искусства.
В фестивальной афише театр представлен эпической поэмой «Кудым-Ош йылiсь висьтас» (Сказание о Кудым-Оше). Авторы пьесы — Василий Климов и Сергей Андреев. Постановка — Сергея Андреева. Спектакль идет на коми-пермяцком языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Множество фестивалей проводится в Кудымкарском районе.

Самые известные из них:  «вкусный» фестиваль «Ай да рыжик!». Впервые грибной праздник состоялся в 2004 году, и с каждым годом он становится заметно масштабнее. Если в первый раз участниками «праздника урожая в коми-пермяцком стиле» были исключительно жители села, то теперь в Верх-Юсьву отведать и запасти на зиму эти особенно любимые на севере грибочки приезжают сотни туристов со всех концов Пермского края и многих соседних регионов. Для коми-пермяцкой кухни грибы исстари были излюбленным блюдом — их солят, маринуют, варят, жарят и запекают… «Ай да рыжик!» — не только праздник рыжика, но еще и праздник солнечных, добродушных людей, которых среди коми-пермяков очень много. В программе — концерты творческих коллективов из Коми-Пермяцкого округа и других территорий Пермского края, конкурсы «Лучший грибник», «Самая вкусная заготовка из грибов», «Ода рыжику», «Самый рыжий» и др., дегустация традиционных блюд коми-пермяцкой кухни, выставка-продажа домашних заготовок и многое другое. С пустыми руками с этого фестиваля никто не уезжает

Обрядовый праздник  «Зажинки» это сплав этнической традиционной культуры с православной и современной. Несмотря на то, что праздник построен на основе коми-пермяцкого фольклора, в нём присутствуют и элементы православной культуры, и  парад новейшей сельскохозяйственной техники. Праздник прводится вблизи села Архангельское.

На берегу реки Иньвы стоит старинное село Архангельское. Первоначально оно называлось Карповым посадом, по имени одного из братьев Тулуповых—его основателей. Деревня Карпова была известна уже по переписи 1623—1624  гг. Современные границы села включают еще деревню Власову. Многие жители по-прежнему в просторечии на — зывают село Посадом или Карповым, а вторую его половину Власовой. Настоящее название село получило после строительства в  нем в  1842  г. каменного Михаило-Архангельского храма, который по сей день остается его архитектурным украшением. Апсида, храмовая часть, трапезная и колоколь — ня вытянуты в линию «кораблем». Центральную часть покрывает купол, завершающийся глав — кой на тонкой шейке. Колокольня состоит из трех ярусов, оформлена арочными проемами и тоже имеет шатровое завершение. В декоре колокольни использованы приемы древнерус — ской архитектуры—пучки их трех полуколонн в обрамлении арок, закомары над венчающим карнизом. Храм окружают парк, заложенный в  середине XIX  в. сразу же после завершения строительства церкви, и изумительной красоты старинная металлическая ограда.

В селе Архангельское — В ограде церкви лежит большой камень, напоминающий по форме седло. Происхождение его точно не установлено: то ли он оставлен ледником, то ли является упавшим метеоритом. А по народным преданиям, камень этот—седло, которое обронил Илья Пророк или сам Бог, скачущий на коне по небу. Бытует также легенда, что этот камень—седло коня Перы-богатыря,
который ездил по пермяцкой земле и защищал народ от нечисти. После одной из битв у села Архангельское Пера-богатырь потерял седло,
а далее у деревни Бодичи умерла его лошадь. Седло и лошадь превратились в камни, остались лежать в этих местах и охранять родную землю. В начале XX в. камень лежал на берегу Иньвы, рядом с ним люди построили часовню и приходили туда молиться. Позже он был перевезен
к церкви. Многие и сейчас верят в силу камня и почитают его. Гости села, сидя на нем, загадывают желания…

Фото предоставлены Алексеем Яковлевым

 

 

 

Отзывы туристов:

  • Какая удивительная, прекрасная поездка. Огромная вам благодарность. Есть желание продолжить такие поездки. Наталья
  • Спасибо за фото и за поездку, все замечательно!!!!! Людмила
  • Благодарю за поездку Светлану, Алексея и всех-всех, с кем ездили, общались, интересовались, пели, ели, смеялись. Зинаида
  • Когда нет возможности или не хочется ехать в загранпоездки открываешь для себя местную родную Землю, обретая силы пополняя свои ресурсы. Наполняешься энергией от людей, которые делают своё дело с огромной Любовью. Благодарю. Татьяна
  • Я и все мои друзья, которые ездили в Кудымкар, до сих пор в большом восторге от поездки. Огромное спасибо Вам!!! Илья
  • Очень понравилось, отличные экскурсоводы. Очень интересный, красивый город. Спасибо большое😊
    город с интересной историей и достопримечательностями. Татьяна
  • Мы прекрасно съездили. Как и ожидали рассказы и разговоры с П.С. Ширинкиным. Понравилась Марина, она очень квалифицированная. Праздник прошел хорошо. Спасибо! Надеюсь, съездим с Вами еще! Светлана
  • Замечательная поездка. Только экскурсию лучше было сделать до музея. И в Этноцентре не очень организованно было, мастер-классы в самом начале бы. А так время потеряли. А в основном все хорошо. Надежда

Вы также можете насладиться:

Оставить комментарий